Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР
С окончанием учебного года!
Голосование
Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребенок посещал адаптационную группу?
Всего 10 человек
Голосование
Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребенок посещал вечернюю группу?
Всего 12 человек
Голосование
Нуждаетесь ли Вы в оказании гувернёрских услуг нашим учреждением?
Всего 15 человек
Голосование
Нравится ли Вам наш сайт?
Всего 14 человек

Учитель - дефектолог

Дата: 16 июня 2016 в 13:46, Обновлено 11 мая в 15:48
Автор: Бурчик И. А.

Май 2020

                                        Консультация для  родителей

                      ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ?

                   Школьная зрелость, или проще говоря, готовность к школьному обучению понятие психолого-педагогическое. Означает оно соответствие уровня физического, психологического и социального развития ребенка современным педагогическим требованиям. И, согласно определению, школьная готовность включает в себя  несколько компонентов, а именно: физиологическую готовность, психологическую готовность и  социальную готовность. Какому же именно уровню они должны соответствовать и как этот уровень определить?

 Физиологическая готовность. Под физиологической готовностью понимают общее физическое развитие дошкольника. Рост, вес, состояние зрения, слуха, нервной системы, иммунитета, развитие мелкой моторики рук, речи – вот важные показатели физического здоровья  ребенка, которые   должны соответствовать возрастным нормам, и учитываться  при  поступлении в школу.

 Психологическая готовность. Психологическая готовность включает в себя  соответствующий уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, наличие сформированных навыков самостоятельной деятельности, положительную школьную мотивацию и определенный уровень самоконтроля.

         Социальная готовность. Это  готовность ребенка «стать взрослым», принять статус ученика. Новую социальную роль, которая несет в себе определенные обязанности, и требует смены  привычной, ни к чему не обязывающей игровой деятельности, на  обязательную и оцениваемую учебную.

Теперь вернемся к уровням школьной зрелости.

Выделяют несколько уровней готовности к школьному обучению: высокий, средний, ниже среднего  и низкий.

Высокий уровень школьной зрелости предполагает  хорошее или удовлетворительное физическое развитии; готовность руки к письму, умение очень  хорошо копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами; хороший фонематический слух;   широкий кругозор, хорошую общую осведомленность;  поставленную речь, большой словарный запас;  хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказывать и отвечать на вопросы по услышанному тексту;  умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл пословиц и поговорок;  знание цифр и букв, умение читать по слогам, прибавлять и отнимать единицу; произвольность  поведения; способность самостоятельно решать поставленные задачи; устойчивое желание учиться.

Средний уровень школьной зрелости включает в себя: хорошее или удовлетворительное физическое развитии; готовность руки к письму, умение хорошо или удовлетворительно копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами; хороший фонематический слух; достаточный  кругозор, хорошую или удовлетворительную  общую осведомленность;  развитую  речь, хороший  словарный запас;  хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту;  умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл несложных пословиц и поговорок;  знание цифр и букв, счет в пределах 10; произвольность  поведения; способность самостоятельно или при незначительной помощи взрослого решать поставленные задачи; устойчивое желание учиться.

          Уровень ниже среднего  характеризуется хорошим или удовлетворительным физическим развитием;  относительной готовностью руки к письму, умением  удовлетворительно копировать печатный и письменный текст;  достаточным  кругозором, удовлетворительной  общей осведомленностью;  развитой или слабо развитой речью, достаточным  словарным запасом;  удовлетворительной памятью, знанием несложных стихов, сказок, умением вкратце пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту;  умением  устанавливать  явные сходства и различия между понятиями, осуществлять несложную классификацию и обобщение;  знанием некоторых цифр и букв; способностью  решать поставленные задачи с помощью и под контролем взрослого; устойчивым или неустойчивым желанием учиться.

          Низкий  уровень  школьной зрелости определяется у детей, которые имеют хорошее  или удовлетворительное  физическое  развитие; слабую готовность руки к письму;  узкий  кругозор, недостаточную  общую осведомленность;  неразвитую  речь, маленький словарный запас;  слабую  память; умение пересказывать и отвечать на вопросы только с помощью взрослого; сравнивать, классифицировать и  обобщать понятия только с подсказками ; слабо сформированные навыки произвольной деятельности; слабую учебную мотивацию.

Определяют тот или иной уровень школьной зрелости с помощью различных диагностических методик. 

 Однако имейте ввиду, что анкета предназначена для того, что бы родители могли заблаговременно обратить внимание на те компоненты школьной зрелости, которые возможно не достаточно сформированы у ребенка и принять меры по их развитию. Результаты анкеты носят предварительный ознакомительный характер и не могут являться основанием для некорректных выводов и заключений.

Однако следует помнить:»незрелость» ребенка не может быть причиной отказа в приеме ребенка в школу. Но в этом случае ответственность за его здоровье несут родители.

Апрель 2020

         Тема: РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА 

Уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из детского сада, на прогулках.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

1. «Один и много» (образование множественного числа существительных): яблоко - яблоки, груша - ..., слива - ..., персик - ...

2«Скажи наоборот» (подбор антонимов): большой – маленький, короткий - …., сладкий - …., мягкий - ….

3«Назови ласково» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): петух - петушок,утка - уточка, гусь - гусёнок ... . курица – курочка…

4«Подбери признак» (подбор прилагательного): куртка (какая?) - красная, теплая ... ,Сапоги (какие?) - коричневые ..., Шарф (какой?) - ...., Пальто (какое?) - ....

5. «Из чего какой?» (образование прилагательных от существительных): Колесо от резины - …, кабина из железа - …, Руль из пластмассы - …, сиденье из кожи - …, Кузов из дерева - …, фургон из брезента - …, Рельсы из железа - …, окно из стекла - ….

6.  «У кого - кто?» (упражнение в словообразовании): У курицы - цыплята, у утки - .... , у гусыни - гусята, у индюшки - ... .

7.  «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных) Это чья шапка? - Моя. Это чьи перчатки? - Мои. Это чей шарф? - Мой. Это чье пальто? - Мое.

8.  «Пересчитай» (согласование числительных с существительными).

Первый заяц, второй заяц ... пятый заяц. Один заяц, два зайца ... пять зайцев.

9. «Кто как голос подает?» (подобрать глагол к существительному): корова – (му – у» (корова мычит), кошка – «мяу» (кошка мяукает), собака - …    ., свинья - …    ,лошадь - …    ,овца - …

10«Кто что делает» (подбор действий к существительным): повар - варит,  портниха - ....

       

Март 2020

Консультация для родителей

Тема:  «Совершенствуем память и внимание ребёнка»

Формирование всех психических процессов (внимание, память, мышление, речь, восприятие) происходит неразрывно. Нельзя делать акцент на одном процессе и не развивать другой. У детей с различными речевыми нарушениями отмечается недостаточная сформированность всех психических процессов. 

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Игры на развитие внимания

  • «Что изменилось?»
    Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
    Ребенок должен запомнить, как расставлены предметы, а затем отвернуться. Взрослый меняет местами некоторые предметы и предлагает ребенку узнать, что изменилось.
  • «Чего не стало?»

Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
Проводиться аналогично предыдущей, но предметы убираются из поля зрения ребенка.

  • «Таинственные шумы»
    Оборудование: различные шумящие предметы (пластмассовая коробочка с горошинами, два камешка, молоточек и т.д.)
    Ребенок должен рассмотреть эти предметы. Поиграть с ними, послушать звуки. Затем взрослый за спиной ребенка издает 2 различных шума, а ребенок должен узнать, чем шумели.
  • «Найди дорожку»
    Оборудование: палочка, бланк с изображением простого лабиринта.
    Инструкция: «Посмотри на  рисунок,  на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо  помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад».

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка.

Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями, навыками предполагает определённый уровень развития памяти детей.

Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребёнок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребёнка развита память, может ли ребёнок быстро и качественно запоминать материал урока.

Игры на развитие памяти ребёнка

  • «Я положил в мешок» 

Инструкция: Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоко». Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоко и банан». Взрослый повторяет всю фразу и добавляет что - то от себя. И так далее. В этой игре не важно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получать от этого удовольствие. Предлагаю вам посмотреть, как играют ваши дети в эту игру.

  • «Запомни пары слов»

Инструкция: Ребёнку зачитываются пары слов, которые он должен постараться запомнить. Затем зачитывают только первые слова, а ребёнок называет к ним парные.

  • «Нарисуй и запомни»

Инструкция: Если ребёнок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и  карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова.

  • «Каскад слов» 

Инструкция: Заранее подготовьте список из 8 – 10 групп слов, которые хорошо знакомы ребёнку. Попросите его повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте  два слова, ребёнок повторяет обязательно в той же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда)

1.Дом          2.Стол, зима          3.Чашка, дорога, окно

4.Школа, снег, книга, мяч       5.Карандаш, мел, гриб, обед, лес

6.Кот, часы, утро, мышь, поле, слон    

 7.Шкаф, клён, стул, рак, диван, река, малина     

То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребёнок 6 -7 лет правильно воспроизводит ряд из 5 – 6 слов.

Сентябрь 2019

               Роль семьи в развитии речи ребенка

Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К.С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира».          

  Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным.

                    Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

1.    Следует реально оценить состояние здоровья ребенка.

2.    Если родителей что – то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

         Нельзя сводить проблему формированию речи и к обучению грамоте (освоению навыков  чтения и письма), так как  развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы являются лишь составной частью.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук

  • l  «Помогаю маме»большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. малыш крутится возле вас. предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
  • l  "Волшебные палочки" Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

                           Игры на обогащение словаря ребенка

  • l  "Давайте искать на кухне слова".Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
  • l  "Угощаю". "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не "съедите". Можно поиграть в "сладкие, "кислые", "соленые", "горькие" слова.

Игры на развитие грамматического строя речи

  • l  "Приготовим сок". "Из яблок сок....(яблочный); из груш.....(грушевый); из слив....(сливовый); из вишни....(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д."

По дороге из детского сада

  • l  "Я заметил". "Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая".
  • l  "Волшебные очки". "Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос.

В свободную минутку

           Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

  • l  "Перепутаница". "Жили - были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр."

Игра на обогащение словаря ребенка

  • l  "Доскажи словечко". Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей...... (чирикает). Сова летает, а заяц..... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади.... (жеребенок) и т.п.

Игра на развитие грамматического строя речи

  • Упрямые слова". Расскажи ребенку, что есть на свете "упрямые" слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). "Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.п.".

Подвижные игры

  • Игры с мячом". "Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда а слове услышишь звук "ж". Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба.
  • Лягушка". Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. "Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь "а", на другие звуки опускаешь низко руки". Позже можно проводить игру на согласные звуки.

 Дорогие родители хочу вам пожелать терпения, успехов в воспитании ваших детей!

Октябрь 2019

Читаем детям книги – развиваем речь

В наш век информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. Слушать и слышать простую речь для дошкольников стало все трудней. Поэтому, в наше время так много детей имеющих проблемы с речью. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Поэтому у большинства дошкольников хорошо развиты зрительные восприятие и память и очень часто нарушен фонематический слух, это влечет за собой проблемы с речью. Разговорная речь бедна, малословна. Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Вследствие чего, у школьников речевые нарушения проявляются в чтении и письме. Как результат - чтению художественной литературы не уделяется должного внимания.

                        Памятка для родителей

1. Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 мин. в день.

2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы. Проветрите комнату.

3. Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.

4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.

6. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

7. Если ребенок уже читает, то предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».

Книги учат мыслить, анализировать, рассуждать, самостоятельно извлекать информацию. У детей с речевыми нарушениями они развивают воображение, обогащают словарный запас, учат чувствовать и любить родную речь. Дети должны слушать литературные произведения разных жанров. Так как у них различные ритмика, стиль, мелодика. Темы книг должны отвечать потребностям ребенка, соответствовать уровню его восприятия, сопровождаться яркими картинками.

Нужно обсуждать книги с ребенком, помогать выявлять положительные и отрицательные моменты в содержании произведения, развивать способность ребенка к пониманию. А рисование, способствует лучше понять и запомнить прочитанное, выразить свои эмоции.

Очень важно иметь дома библиотеку. Для эффективного развития детского речевого творчества лучше использовать произведения сказочной тематики – народные и авторские сказки.

Детские книги – особый мир для ребенка, полный открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые…

О.Рой говорил: «Приучая ребенка к книге, вы не просто учите его читать, но и делаете его будущую жизнь ярче, интереснее и богаче».

Ноябрь 2019

                                                     АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С МАМОЙ

(памятка родителям)

Уважаемые взрослые!

Для того чтобы ваш ребёнок мог чётко и без ошибок проговаривать звуки и слова, ему необходимо помочь - ввести в жизнь привычку ежедневного выполнения артикуляционной гимнастики. И чем раньше, тем лучше.

Заниматься с ребёнком дома нужно и полезно.

Во-первых, это сближает.

Во-вторых, укрепляет органы артикуляционного аппарата.

В-третьих, это может быть весело (но не увлекайтесь, помните о цели).

В-четвёртых, на это не потребуется слишком много времени – 5-7 минут!

В-пятых, приучает к дисциплине и формирует привычку выполнять домашние задания

При выполнении упражнений следует соблюдать ряд условий:

  1. Приступать к выполнению упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
  2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.
  3. Артикуляционные упражнения выполняются систематически, ежедневно.
  4. На одно занятие берётся от 1 до 3 упражнений. Можно больше – если сказка. Меняйте по мере изучения.
  5. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, картинками для показа.
  6. Выполнять задания должен сам ребенок, а взрослые лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют или показывают как надо.
  7. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
  8. Не ругайте ребенка, если у него не получается, ободрите, выполните знакомое упражнение.
  9. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.                     Желаю удачи!

Заборчик 

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Дудочка

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Чашечка

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. приподнять кончик и боковые края языка).

Чистим зубки 

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней и внешней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

Лошадка

Приоткрыть рот, пощёлкать языком (как цокают   копытами лошадки).

Маляр 

Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

Индюки болтают 

Языком быстро двигать по верхней губе вверх – вниз

- "бл-бл-бл-бл...".

Часики 

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой, стараясь не задевать губы.

Качели 

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы,

кончик языка за нижние зубы.

Барабанщик 

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...".

Декабрь 2019

Как говорить с ребенком, чтобы развивать его речь»

Речь - зеркало психики. Для развития речи необходимо полноценное развитие эмоций, интеллекта, личности в целом. И здесь огромное значение имеет Семья. Мама и папа с первого дня жизни ребенка (а на самом деле еще раньше), окружают его заботой и лаской. Они поют песни, рассказывают сказки, знакомят его с окружающим миром – воспитывают ребенка. Воспитание речи и ее развитие неразрывно связаны. Это не только обучение правильной речи, но и культуре общения с самого раннего возраста. Не нужно уделять какое особое время для воспитания речи. Этот процесс происходит постоянно. Каждый день родитель обогащает опыт ребенка, ведет его за собой, создает опору для его развития.

РАННИЙ ВОЗРАСТ. Один из ведущих механизмов развития ребенка - Зона ближайшего развития. Это значит, что ребенок завтра самостоятельно будет делать то, что сегодня он делал с взрослым. Ваша речь должна вести ребенка за собой, быть правильной и богатой. Но не слишком сложной! Не стоит слишком активно употреблять уменьшительно–ласкательные формы слов, коверкать слова – ребенок впитывает это как губка. Пусть ваша речь будет простой и грамматически правильной, без использования сложных для восприятия слов. Необходимо создавать ситуации, провоцирующие речевую активность. Если родитель угадывает каждое желание ребенка, не дожидаясь, пока он выскажется, то взрослый не оставляет ему возможности развиваться. В таком случае ребенок не озвучивает собственные потребности а значит, не обогащает свою речь. Речевая активность возникает также и в ситуациях эмоционального общения с окружающим миром. Мама с полуторогодовалой Машей во время совместных прогулок ничего не упускают из виду: все, что они видят, становится живым, интересным, увлекательным. Обыденные вещи обретают свою яркость, индивидуальность, неповторимость. «Маша, посмотри, какой красивый камень! Видишь, он похож на кот. А как разговаривает кот? Камень твердый, а котик мягкий. Маша, это мусорные контейнеры. Всегда нужно убирать за собой. Смотри, мусор опрокинут. Скажи, разве можно так? Посмотри, как красиво падают листья! Ой, как здорово! А как они шуршат?». Обычная прогулка превращается в праздник – ведь каждые день находятся новые, неповторимые впечатления.

3 ГОДА. В три года в развитии речи случается период взрыва. Ребенок готов общаться полными фразами, и его речь понятна не только близким, но и всем окружающим. В этом возрасте важно предоставить ребенку свободу действия и самовыражения. Почти у всех детей возникают сложности в звукопроизношении (замены, искажения звуков), а также пропуски, перестановки слогов. Это происходит потому, что фонематический слух только начинает формироваться, и ребенок не слышит разницы между некоторыми звуками. Также, артикуляционный аппарат еще не готов к

произнесению многих звуков. Не стоит беспокоиться, это естественный этап в развитии речи. Исправление таких ошибок взрослым может иметь обратное действие – ребенок будет из-за всех сил стараться, но не добьется успеха. Чтобы помочь ребенку освоить произношению трудных звуков, полезно предлагать ему грызть твердые овощи и фрукты, сухари – это развивает артикуляционный аппарат, что в свою очередь помогает созреть структурам ствола мозга. Также важно тренировать язык (облизывать тарелки, баночки из под йогуртов, цокать как лошадка, показывать язык «у кого длиннее», и т.д.). Чтобы сформировался фонематическй слух, полезно научить ребенка различать неречевые звуки. Предлагайте ему вслушиваться в звуки ветра, дождя, пение птиц. Мама и трехлетний Петя на прогулке отгадывают на слух, какая машина проехала – грузовая или легковая, автобус или трамвай, а дома Петя с мамой различают на слух, что наспано в банку; гречка или пуговицы; что за шум в соседней комнате - дедушка лег на кровать, или сестра скрипнула креслом.

5 ЛЕТ. В пять лет речь ребенка правильное звукопроизношение уже сформировалось, речь стала связной, богатой. Происходит расцвет зрительной памяти. Ребенок запоминает буквы, слова, как зрительные образы. Хорошо знакомить ребенка с разными начертаниями букв и других знаков: предлагать их раскрашивать, штриховать, складывать из лент и палочек, пуговиц.Однако, редкий ребенок в этом возрасте уже готов к усвоению чтения и письма. Для него такие игры скорее творчество. Не стоит считать этот возраст как подготовительный к школе. Часто дети начинают придумывать «новые», слова. Это нормальный этап в развитии психики – «колоток» место молотка, «кусарики» - вместо сухариков. Необходимо отнестись с уважение к этому – так ребенок «пробует» на вкус родной язык. Однако, нельзя откровенно одобрять этого – так можно создать у ребенка впечатление, что культура речи - нечто условное, раз родители не против ошибок. «Смаковать при ребенке слова, создаваемые им в возрасте от двух до пяти, – значит поощрять в нем зазнайство, самолюбование, а заодно и пренебрежение к старшим», - так писал К.И. Чуковский. Важно помочь ребенку чувствовать себя успешным в освоении мира, оказать ему поддержку, разрешить ошибаться. В этот период ребенку необходимо наиграться со сверстниками в сюжетно – ролевые игры, это помогает осознавать правила общения. Чем больше у ребенка собеседников, тем богаче его речь. Замечательно встречать семьи, где взрослые беседуют с детьми, как с равными, рассказывают о своей работе, любимых делах, о своих чувствах. Обучится называть свои чувства ребенок может только у близких людей. Так формируется не только словарный запас, но и эмоциональный интеллект, личность в целом.

7 ЛЕТ. В семь лет психика ребенка подвержена существенным изменениям. С приходом школьного возраста ребенок заметно взрослеет. Он очень хочет ощущать себя взрослым, ответственным. Игровая деятельность сменилась на другую – учебную, и он хочет быть важным, нужным, успешным. Но в глазах взрослых он остается еще маленьким и неразумным. Следовательно, ребенок хочет утвердиться всеми силами. С этим связаны вспышки агрессии, театральность поведения, «шутовство», нарушения дисциплины. Ведущая потребность в этот период – уважение, и право на равенство. В этот период очень важно говорить с ребенком о его чувствах, проблемах. Ему есть чем поделиться с вами, что рассказать, и ему очень важно, что его слышат. Рекомендуется применять «активное слушание» - отражать чувства ребенка. «Я слышу, ты устал. 6 уроков – это очень сложно, я понимаю, что тебе это непривычно. Я тоже устал на работе, и жутко хочу отдохнуть». Так можно показать и то, что понимаешь проблемы ребенка, и то, что готов обсуждать с ним свои «взрослые» заботы. Так ребенок может научиться спонтанности в речи, научится называть свои чувства. Позволительно использовать более сложные слова в общении, объясняя их значение. Разговоры со взрослыми на равных позволит ребенку существенно обогатить свой словарный запас, быть на высоком культурном уровне с самого детства

 Январь 2020

Консультация для родителей

Тема: 8 игр на развитие грамматического строя речи

Овладение ребёнком грамматическими формами языка имеет важное значение для его полноценного общения, так как только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. Нормально развивающиеся дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. У детей с общим недоразвитием речи самостоятельное усвоение грамматического строя речи вызывает затруднения.

Для развития грамматического строя речи можно использовать дидактические игры.

• «Один-много» (работаем над образованием множественного числа существительного)

Взрослый говорит: «У меня собака», а ребёнок должен сказать: «А у меня собаки». Взрослый: «У меня чашка», ребёнок: «У меня чашки» и т.д.

• «Кого увидели?» (учим использовать существительные в винительном падеже)

Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели...». Взрослый поочерёдно выкладывает картинки с изображением диких животных и птиц, а ребёнок называет: зайца, медведя, белку, лису.

Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели... огурцы, лук, свёклу и т.д.»

 «Кого (чего) не стало?» (учим употреблению существительных в родительном падеже)

Раскладываем любые картинки. Просим, чтобы ребёнок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем зрительную память.

«Гости» (учим употреблению существительных в дательном падеже)

Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить предложение, а ребёнок заканчивает его: «Белка идёт в гости ... к зайцу. Жираф идёт в гости ... к зебре» и т. д.

• «Большой зверь» (работаем над словообразованием).

Взрослый говорит: «Это кот (слон и т.д.), представь, что он очень большой. Как мы его назовём?» Ребёнок: «Котище (слонище и т. д.).

• «Кто у кого?» (образовываем название детёнышей с помощью суффиксов.)

Взрослым называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т.д.) кто?» Малыш отвечает: «У козы козлёнок» (утёнок, волчонок, бельчонок.

Рекомендации  учителя-дефектолога родителям

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

8. Если ребенок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч»,  последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Катин  мяч», «Круглый мяч» и т.д.

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 

Февраль 2020

Консультация для родителей

             Тема: «Как относиться к речевым ошибкам детей?»

Очень многие дети неправильно употребляют в речи слова, неправильно их изменяют, т.е. допускают огромное количество аграмматизмов в речи.

Всем знакомы такие речевые ошибки детей как:

- «В лесу живёт много медведев, лисов, белков, ежов»

- «Это роты, ухи, стулы»

- «Это хвостик зайчачий, морда медведина»

- «Портфель сделан из кожи, значит, он кожавый»

Родители должны исправлять все ошибки детей, говорить ребенку, как правильно нужно изменить слово. Ниже приводится ряд речевых упражнений, которые помогут родителям преодолеть аграмматизмы у детей.

Скажи ласково» или «Скажи про маленький предмет». Родитель говорит: «Я скажу тебе про большой предмет «стул», а ты мне про маленький – «стульчик», дерево-деревце, рука-ручка

Скажи про большой предмет» (усы-усищи, ноги - ножище, кот-котище)

Скажи про много (стоит стол -  столы, растёт дерево-растут деревья, ползёт муравей-ползут муравьи)

Посчитай и скажи, сколько всего». Нужно посчитать любые предметы, называя числительное вместе с существительным. Например, одна кошка, две кошки, три кошки, четыре кошки, пять кошек. Нужно обратить внимание ребенка, что при счете слово изменяется 2 раза: первый раз при счете 2(две кошки), а второй раз при счете 5(пять кошек).

Почемучка». (Употребление существительных в творительном падеже). Задайте ребенку вопросы, послушайте ответы, исправьте, если нужно. Вопросы: «чем расчесываются? Чем едят суп? Чем рубят дрова? Чем рисуют? Чем открывают дверь? Чем моют полы?»

Чего не стало?» Уберите со стола какой-нибудь предмет и спросите у ребенка: «Чего не стало на столе?» (ручки, карандаша, ложки) Спрятать несколько одинаковых предметов и спросить : «Чего не стало?» (карандашей, ложек, ручек).

Чей хвост, чьи следы?» (рассмотреть картинки). Примерные ответы: «Это хвост лисы, значит, он лисий. Это следы зайца, значит, следы заячьи».

Из чего сделано?» Предложите ребенку определить из чего сделан(а) стол, ручка, свеча, портфель. Примерные ответы: «Стол из дерева, значит, он деревянный. Ручка из пластмассы, значит, она пластмассовая.»

«Сравни два предмета». Сравните с ребенком два предметы по толщине, по длине, по высоте, по ширине и т.д. Примерные ответы: «Эта палка широкая, а эта еще шире. Этот карандаш острый, а этот еще острее.»

Удивительные слова» (слова, которые не меняются). «Девочка играет на пианино. На пианино лежат ноты. Мальвина пошла в гости к Буратино. У Буратино «золотой ключик». Неизменяемые слова: пальто, кофе, кино, шоссе, тюль, кафе и т.д.

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О.И. Соловьевой, А.М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом:

- Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.

- Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.

- Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.

- Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.

- С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что родители, исправляя ошибку, по-другому формулируют фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Я поставил на стол тарелку и много ложков и чашков». – « Правильно, ты хорошо накрыл стол к чаю, положил много ложек и поставил много чашек», - подтверждают родители.

- Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приёмы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово…, подумай, как изменить его правильно», - говорят родители. Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа - матрешек, ботинок, варежек).

- В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.

- При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры:

- ребенок чем-то огорчен, он жалуется родителям, хочет от них помощи, совета, но допускает речевую ошибку;

- ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки;

- ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.

Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Родители фиксируют свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.