Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребенок посещал адаптационную группу?
Всего 7 человек
Голосование
Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребенок посещал вечернюю группу?
Всего 7 человек
Голосование
Нуждаетесь ли Вы в оказании гувернёрских услуг нашим учреждением?
Всего 10 человек
Голосование
Нравится ли Вам наш сайт?
Всего 8 человек

Аттестация педагогических работников

Дата: 20 марта 2017 в 10:57, Обновлено 3 октября 2017 в 15:49
Автор: Бурчик И. А.

Информация

в помощь педагогическим работникам для подготовки к квалификационному экзамену при прохождении аттестации присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист»

С программой и формами сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» можно ознакомиться на официальных  интернет-ресурсах следующих учреждений образования.

ГУО «Академия последипломного образования» http://academy.edu.by – страница «Квалификационный экзамен» (квалификационный экзамен на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист»).

ГУО «Республиканский институт профессионального образования» http://ripo.unibel.by – страница «Факультет повышения квалификации и переподготовки» (квалификационный экзамен на присвоение высшей квалификационной категории для учителей трудового обучения).

ГУО «Белорусский государственный университет физической культуры» http://ippkbgufk.edu.by – страница «Квалификационный экзамен» (квалификационный экзамен на присвоение высшей квалификационной категории для следующих категорий специалистов:

руководители физического воспитания учреждений дошкольного образования;

учителя учреждений общего среднего образования, реализующие учебные программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»;

педагоги учреждений дополнительного образования, реализующие образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого, спортивно-технического, физкультурно-спортивного профилей.

ГУО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» http://ipk.bspu.unibel.by – страница «Квалификационный экзамен» (квалификационный экзамен на присвоение высшей квалификационной категории для следующих категорий специалистов:

 учителя (преподаватели) ритмики и хореографии;

 учителя (преподаватели) по классу вокала и хора;

 учителя (преподаватели) музыки;

 учителя (преподаватели) театральных дисциплин;

 концертмейстеры;

 учителя (преподаватели) специальных музыкальных дисциплин;

 учителя (преподаватели) изобразительного искусства.

Требования к представлению опыта педагогической деятельности на квалификационный экзамен  Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», утвержденных Министерством образования Республики Беларусь:

примерная структура описания педагогического опыта (с.13-16);

требования к оформлению опыта педагогической деятельности (с.26);

критерии и показатели представленного педагогического опыта на квалификационном экзамене (с.27-29).

 Оформление литературы в соответствии с образцами оформления библиографического описания в списке источников, приводимых в диссертации и автореферате, утвержденными Приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 25.06.2014 № 159.

Процедура и содержание квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории состоит из двух частей: письменной (2 задания) и прием квалификационного экзамена.

1. Письменная часть

Первое задание письменной части квалификационного экзамена направлено на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории.

Программа первого задания письменной части квалификационного экзамена включает следующие разделы:

нормативные правовые акты, регламентирующие педагогическую деятельность, организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ;

современная теория и методика обучения и воспитания;

теория и содержание преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности;

современные технологии, методы, приемы, средства обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи, коррекционной работы.

Программа первого задания письменной части квалификационного экзамена, список рекомендуемой литературы разрабатываются сотрудниками структурных подразделений академии, РИПО, РИВШ и размещаются на сайте данных учреждений образования для общего доступа.

Билеты для первого задания письменной части квалификационного экзамена готовятся в структурных подразделениях академии, РИПО, РИВШ и являются закрытыми для общего доступа. Они могут содержать задачи, тесты, вопросы.

На выполнение первого задания письменной части отводится 2 (два) академических часа.

Оценка письменной части осуществляется в процентах правильно решенных задач, выполненных тестов, раскрытых вопросов от общего количества заданий и вносится в экзаменационную ведомость.

Второе задание письменной части квалификационного экзамена направлено на оценку уровня профессиональной деятельности педагогического работника. Экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности исходя из направлений опыта собственной педагогической деятельности. Задание для проектирования предлагает квалификационная комиссия. На выполнение второго задания письменной части отводится 2 (два) академических часа.

2. Прием квалификационного экзамена

Во время приема квалификационного экзамена претендент на высшую квалификационную категорию устно защищает опыт собственной педагогической деятельности на основе разработанного во время письменной части квалификационного экзамена фрагмента.

Описание опыта педагогической деятельности представляется в квалификационную комиссию в соответствии с установленными требованиями (Приложение 7). Оценка опыта и разработанного фрагмента педагогической деятельности осуществляется квалификационной комиссией в соответствии с критериями и показателями (Приложение 8).

При оценке представленного опыта педагогической деятельности каждый член квалификационной комиссии выставляет оценки в индивидуальный оценочный лист, который подписывается и сдается секретарю квалификационной комиссии (Приложение 9). Секретарь квалификационной комиссии определяет средний балл набранный экзаменуемым. В экзаменационную ведомость вносится результат второй части квалификационного экзамена в процентах от максимально возможного балла.

Для успешной сдачи всего квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории экзаменуемому необходимо набрать не менее 75% соответствующего выполнения (расчет осуществляется по формуле: процент правильно выполненных заданий первой части + процент от общего количества баллов второй части деленное на два).

Документы, которые предоставляет педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист»

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования в академию).

2. Опыт педагогической деятельности в бумажном и электронном варианте (предоставляется во время экзамена).

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается отделом (управлением) образования, спорта и туризма районного (городского) исполнительного комитета в академию).

2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии:  atestacia@academy.edu.by за 10 дней до начала экзамена).

3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена).

4. Резюме с описанием методической деятельности (высылается на адрес академии:atestacia@academy.edu.by за 10 дней до начала экзамена).

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования в академию или ИРО).

2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии или ИРО за 10 дней до начала экзамена).

3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена в академии или ИРО).

Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком.

Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.

Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.

Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.

Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.

Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.

Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них:

инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов;

вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла.

Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена.

Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.

Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена. Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16.

Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.

Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который  убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и  подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов.

Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла.

Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

6 июня 2016 г. N 26

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 28 АПРЕЛЯ 2001 Г. N 53

На основании подпункта 7.1.2 пункта 7 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1589 "Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь", Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. В разделе "2. Специалисты" приложения к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. N 53 "Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих" квалификационные характеристики должностей "Воспитатель дошкольного образования" и "Воспитатель" изложить в следующей редакции:

"ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Должностные обязанности.

При работе с группой воспитанников.

Планирует, организует и проводит воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательной программы дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Организует выполнение детьми распорядка дня, режима занятий.

Взаимодействует с медицинскими работниками по вопросам организации здоровьесберегающих условий обучения и воспитания, организации питания, оздоровительных и закаливающих мероприятий, физического воспитания, работе по формированию здорового образа жизни.

Осуществляет дифференцированный подход в работе с детьми, в том числе с особенностями психофизического развития, формирует их нравственные нормы, самооценку, межличностные отношения, приобретение ими социального опыта. Способствует созданию в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творческих способностей воспитанников. Создает условия для формирования основ патриотизма и национального самосознания, приобщает детей к национальной культуре, ее традициям. Ведет установленную документацию. Использует в практике новейшие научно-методические материалы и подходы в области образования. Участвует в работе советов (педагогических советов) учреждения дошкольного образования, методических объединений и выполняет их решения. Повышает свой профессиональный и культурный уровни, получает дополнительное образование взрослых. Координирует деятельность помощника воспитателя в рамках единого образовательного процесса. Осуществляет педагогическую деятельность в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, педагогическими и иными работниками учреждения дошкольного образования.

Изучает условия жизни и воспитания воспитанников.

Соблюдает установленные требования по охране труда и пожарной безопасности. Несет персональную ответственность за создание безопасных условий при организации образовательного процесса в соответствии с законодательством.

При работе с воспитанниками с особенностями психофизического развития, нуждающимися в персональном сопровождении.

Планирует, организует и осуществляет в рамках персонального сопровождения ребенка с аутистическими нарушениями (далее - сопровождаемый воспитанник) педагогическую деятельность, направленную на развитие его личности и коррекцию нарушений при реализации образовательной программы дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

В соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями сопровождаемого воспитанника организует его деятельность, используя различные технологии и способы коммуникации, оказывает ежедневную помощь в соблюдении распорядка дня, режима занятий, обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса, ассистирует при выполнении им всех видов заданий в игре (занятии). Участвует в создании адаптивной образовательной среды. Организует взаимодействие сопровождаемого воспитанника со сверстниками. Осуществляет контроль и коррекцию поведенческих нарушений, связанных с аутистическими проявлениями.

Совместно с сопровождаемым воспитанником и его родителями (законными представителями) распределяет и оценивает имеющиеся ресурсы всех видов помощи, обсуждает динамику процесса социальной адаптации в детском коллективе.

Осуществляет педагогическую деятельность в тесном контакте с педагогическими и иными работниками учреждения образования. Взаимодействует с медицинскими работниками. Ведет информационно-разъяснительную работу по формированию позитивного образа ребенка с особенностями психофизического развития. Повышает профессиональную компетентность. Соблюдает установленные требования по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, методические документы и материалы по вопросам дошкольного образования, дидактические основы образовательного процесса и современные требования к его организации, правам ребенка; педагогику и методику дошкольного образования; общие подходы к развитию творческих способностей воспитанников; детскую, возрастную, педагогическую и социальную психологию, анатомию и физиологию детей; основы дефектологии; методики и технологии оказания коррекционной помощи лицам с особенностями психофизического развития при индивидуальной работе; детский репертуар (литературно-художественный, музыкальный); достижения педагогической науки и практики по дошкольному образованию; правила охраны жизни и здоровья детей; основы доврачебной помощи; основы законодательства о труде; установленные требования по охране труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования.

Высшее (среднее специальное) образование по профилю "Педагогика" (направление "Педагогика детства") или по профилям: "Педагогика" (направления "Педагогика подросткового и юношеского возраста", "Педагогика общевозрастная"); "Педагогика. Профессиональное образование" (направление "Профессиональное образование", группа специальностей "Научная и педагогическая деятельность") и переподготовка по направлению "Педагогика детства" без предъявления требований к стажу работы.

В дошкольных центрах развития ребенка - высшее образование по профилю "Педагогика" (направление "Педагогика детства") или по профилям: "Педагогика" (направления "Педагогика подросткового и юношеского возраста", "Педагогика общевозрастная"); "Педагогика. Профессиональное образование" (направление "Профессиональное образование", группа специальностей "Научная и педагогическая деятельность") и переподготовка по направлению "Педагогика детства" без предъявления требований к стажу работы.

При работе с воспитанниками с особенностями психофизического развития, нуждающимися в персональном сопровождении, дополнительно к вышеуказанным квалификационным требованиям - повышение квалификации по вопросам оказания коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями.

Примечание. Квалификационные категории (высшая, первая, вторая) присваиваются воспитателям дошкольного образования в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.";

Максимально возможные баллы при оценивании отдельных этапов квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории представлены в таблице.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.